г. Магнитогорск, ул. Калмыкова, 66/3, тел. +7 (3519) 49-43-49

Как выбрать аккумуляторную батарею

Прежде чем отправиться в магазин за новой АКБ, каждый автовладелец должен хорошо все обдумать и понять, какой именно аккумулятор удовлетворит всем потребностям его машины. Задуматься стоит, прежде всего, над следующими параметрами новой батареи:
— электрическая (номинальная) емкость, А/ч;
— значение пускового тока (тока стартерного разряда при регламентированном напряжении на полюсных выводах в режиме пуска двигателя автомобиля), А;
— размеры корпуса аккумуляторной батареи;
— масса аккумуляторной батареи;
— способ крепления батареи в соответствующем отсеке автомобиля.

Электрическая емкость характеризует количество электричества, которое способна отдать аккумуляторная батарея при длительном режиме разряда. Электрическая емкость батареи определяется либо при 20-часовом разряде, либо в режиме резервной емкости.

Номинальная электрическая емкость — емкость 20-часового разряда аккумуляторной батареи. Она регламентируется в большинстве нормативных документов европейских производителей, в российском ГОСТ 959–2002 и указывается на этикетке аккумуляторной батареи. Для определения номинальной емкости батарею непрерывно разряжают при температуре 25°С током, равным 0,05 от величины номинальной емкости, указанной производителем при 20-часовом режиме разряда.

Резервная емкость — это запас емкости аккумулятора, измеренный в минутах при разряде током в 25 А для батарей любой емкости при температуре 27°С. Она приблизительно соответствует времени движения автомобиля при выходе из строя его генератора. Для аккумулятора номинальной емкостью 55 А/ч резервная емкость составляет 85–90 мин. Это значит, что при выходе из строя генератора, автомобиль сможет двигаться ещё примерно 1,5 часа за счет энергии аккумулятора, полностью заряженной на момент поломки.

Электрическая емкость является одной из основных характеристик аккумулятора. И чем она больше, тем большее количество электричества можно потратить на пуск двигателя. Определить емкость необходимой батареи разумно исходя из таких параметров, как рабочий объем и тип двигателя (при условии, что производитель автомобиля не настаивает на применении определенного типа аккумуляторной батареи):

Рабочий объем двигателя, дм3 Емкость аккумуляторной батареи, Ач
Бензиновые двигатели
до 1,5 44, 45
1,6 – 2,2 55, 57, 60, 62
2,0 – 3,0 62, 64, 66
2,5 — 3,5 66, 75
более 3,5 90 и более
Дизельные двигатели
менее 1,5 55, 57, 60
1,5 – 2,0 60, 62, 64
2,0 – 2,7 66, 75
2,7 – 3,5 90
3,5 – 6,5 132
более 6,5 190 и более

Что касается разрядного тока при стартерном режиме разряда (режиме разряда батареи при пуске двигателя стартером), то данная характеристика АКБ напрямую зависит от ее мощности. Чем выше мощность аккумулятора, тем быстрее стартер будет «крутить» двигатель, тем легче осуществить его запуск.

Пусковой ток новой батареи должен быть не ниже, чем у ее предшественницы. Поэтому приобретать новую аккумуляторную батарею с меньшей электрической емкостью (А/ч) не рекомендуется. Объясняется это тем, что при определенных режимах работы двигателя (холостой ход) и малых дневных пробегах автомобиля, аккумулятор в темное время дает дополнительную энергию в помощь генератору для питания включенных приборов. При малой собственной электрической емкости глубина разряда при этом может быть более 40–50%, что приведет к снижению работоспособности аккумулятора в режиме пуска двигателя. Повторяющиеся глубокие разряды аккумулятора приведут к сокращению его ресурса.

Променять же АКБ с большей емкостью, чем была, в ряде случаев можно. Генератор автомобиля справиться с ее зарядом, если батарею не разряжать полностью, на всю емкость. На пуск двигателя от аккумулятора любой емкости требуется, примерно, одно и то же количество электричества (на 1–3 попытки пуска по 5–10 сек.). Это же количество (А/ч) генератор должен вернуть в аккумулятор после пуска двигателя. Другое дело, что полный запас емкости (энергии) в этих аккумуляторах будет различным. Работа щеточно-коллекторного узла стартера будет более напряженной при установке аккумулятора большей емкости: ускоряется износ щеток и контактной поверхности коллектора.

И все же, если автомобиль оборудован такими устройствами, как сигнализация, электропривод, мощная аудиосистема, кондиционер, нагревательные устройства, то лишние 5 – 10 А/ч для аккумулятора не помешают.

Приобрести аккумулятор большей емкости можно и в том случае, если автомобиль будет интенсивно эксплуатироваться зимой, в условия холодного климата. Известно, что при понижении температуры возрастает плотность электролита, он становиться более вязким, ухудшаются его проникающие способности, следствием чего становиться сокращение времени, в течение которого батарея сможет выдавать необходимый ток для запуска двигателя.

Выбор аккумулятора по габаритным размерам и полярности определяется отличительными особенностями автомобиля (площадка под аккумулятор, длина проводов). Не всегда можно установить аккумулятор с прямой полярностью на место АКБ с реверсной (обратной) полярностью из-за недостаточной длины проводов. Кроме того, выступающие над поверхностью крышки аккумулятора полюсные выводы могут не дать закрыть крышку капота.

Выбирая аккумулятор, вы можете задаться и таким вопросом – какой лучше: залитый или сухозаряженный?

Плюсом залитых аккумуляторных батарей является то, что они продаются в состоянии, пригодном для немедленного использования, нет необходимости приобретать отдельно электролит и заливать его. Кроме того, изготовитель при заливке аккумуляторных батарей использует электролит высшего сорта, содержащий минимально допустимые количества примесей, в то время как качество продаваемого электролита нередко бывает весьма сомнительным.

Не стоит забывать о том, что при покупке залитой и заряженной батареи нужно тщательно ее проверить. Качество же сухозаряженной батареи можно определить только после приведения её в действие: такая батарея требует заливки электролита и пропитки (от 0,3 до 1 часа), с последующим зарядом (можно на автомобиле) до выравнивания плотности электролита по всем ячейкам со значением плотности залитого электролита (после хранения более одного года время заряда после заливки и пропитки электролита составит уже 6–10 часов). Единственное преимущество сухозаряженных аккумуляторных батарей — возможность длительного хранения (3–5 лет) без изменения их основных свойств, кроме потери сухозаряженности после первого года хранения.
Выбрав необходимую вам АКБ, осмотрите целостность ее корпуса, наличие этикеток со всеми полагающимися обозначениями.

В случае, если вы остановили свой выбор на залитой и заряженной аккумуляторной батарее, в магазине попросите продавца осуществить следующие испытания:
— в батареях, имеющих пробки заливных горловин, проверить уровень и плотность электролита;
— замерить напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) на полюсных выводах;
— проверить на разряд (нагрузку) устройством, дающим информацию о состоянии работоспособности АКБ на момент продажи.
Плотность электролита в новой батарее должна быть не ниже 1,25 г/см3, а её НРЦ (напряжение разомкнутой цепи) — не ниже 12,5 В при положительной температуре. Напряжение при разряде на нагрузочную вилку не должно меняться в течение 3–5 секунд.
Все эти данные необходимо занести в гарантийный талон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 2 =