г. Магнитогорск, ул. Калмыкова, 66/3, тел. +7 (3519) 49-43-49

История автомобильных аккумуляторных батарей

Известен тот факт, что без определенных усилий не происходит ни одного действия. Так и в работе автомобиля — не будь в нем качественного источника энергии, он не заведется. Таким источником служит аккумуляторная батарея (далее сокращенно будем называть ее АКБ).

История возникновения и совершенствования АКБ начинается с изобретения своей батареи физиком А. Вольтом. Далее его идею подхватили и видоизменяли в разное время Риттер, Грове, Беккерель. Создание первого накопителя электрической энергии можно присудить ассистенту французкого физика Беккереля Гастону Планте. Именно он в 1859-1860-х годах решил заняться улучшением вторичных элементов, чтобы сделать их надежными источниками тока для телеграфии. Сначала он заменил платиновые электроды «газового элемента» Грове свинцовыми. А после многочисленных экспериментов и поисков вообще перешел к двум тонким свинцовым пластинкам. Он их проложил суконкой и навил на деревянную палочку, чтобы они входили в круглую стеклянную банку с электролитом. Далее подключил обе пластины к батарее. Через некоторое время вторичный элемент зарядился, и сам оказался способен давать достаточно ощутимый постоянный ток. При этом, если его сразу не разряжали, способность сохранять электродвижущую силу оставалась в нем на довольно продолжительное время.

Постепенно эра свинцово-кислотных аккумуляторов развивалась, однако, несмотря на их широкое распространение, создание их было весьма трудоемким. Поэтому ученые искали возможность замены свинца. Попыток было немало, но одной из самых удачных стало создание американским изобретателем Томасом Алвой Эдисоном железо-никелевого щелочного аккумулятора, который широко применяется и в наши дни. Правда, электродвижущая сила щелочного аккумулятора немного ниже, чем у свинцового. Да и коэффициент полезного действия тоже меньше (примерно в два раза). И себестоимость щелочного аккумулятора дороже.

Современные свинцовые стартерные аккумуляторы являются наиболее массовым и недорогим химическим источником тока, благодаря относительной дешевизне используемых материалов и высокой степени автоматизации производства.
Каждый аккумулятор состоит из пространственно разделенных разноименных электродов, погруженных в раствор электролита и помещенных в прочный корпус, который устойчив к химическому воздействию электролита, механическим нагрузкам и температурным колебаниям. В аккумуляторах классического исполнения это моноблок-корпус и крышка с отверстиями. Отверстие с пробкой находится над каждым блоком АКБ и позволяет в дальнейшей эксплуатации контролировать уровень электролита и качество заряда. Однако, возможность контроля присуща только обслуживаемым аккумуляторам. Существуют также и необслуживаемые, герметизированные типы батарей, определить состояние которых довольно трудно. Такие АКБ требуют безупречной работы электрооборудования автомобиля, поскольку в случае продолжительного перезаряда они выходят из строя.

Аккумуляторные батареи имеют индикатор заряженности, показания которого свидетельствуют об уровне электролита и о его плотности. Многие производители данные индикаторы монтируют в крышку батареи, в результате чего о заряженности можно судить только по одной ячейке электролита и невозможно отследить увеличение его плотности выше нормы. Но есть и АКБ, например производимые Тюменским аккумуляторным заводом, в которых используются индикаторы, выполненные в форме пробки и лишенные вышеуказанных недостатков.

На каждой батарее в соответствии с требованиями международных стандартов должна быть маркировка, содержащая информацию о её напряжении, номинальной емкости, назначении и конструктивном исполнении. На рисунке показана типовая маркировка, применяемая на аккумуляторах, выпускаемых в России и Европе.

Маркировка российских АКБ, наносимая в соответствии с требованиями ГОСТ 959-91 и ГОСТ 959-2002, выполняется по следующей схеме: «6 СТ-60 А1»
— (1) — Цифра, указывающая число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (6 или 3), характеризующая её номинальное напряжение (12 или 6 В соответственно);
— (2) — Буквы, характеризующие назначение батареи по функциональному признаку (СТ — стартерная);
— (3) — Число, указывающее номинальную емкость батареи в ампер-часах (А/ч);
— (4) — Буквы или цифры, которые содержат дополнительную информацию об исполнении батареи (при необходимости) и материалах, примененных для её изготовления, например: «А» — с общей крышкой, буква «3» — залитая и полностью заряженная (если её нет -батарея сухозаряженная), слово «необслуживаемая» — для батарей, соответствующих требованию ГОСТ по расходу воды, «Э» — корпус-моноблок из эбонита, «Т» — моноблок из термопластичной пластмассы, «М» — сепаратор типа мипласт из поливинилхлорида, «П» -сепаратор-конверт из полиэтилена.

Например, условное обозначение батареи «6СТ-60А1» указывает, что батарея состоит из шести аккумуляторов, соединенных последовательно. Таким образом, её номинальное напряжение — 12 В. По своему назначению батарея стартерная, её номинальная емкость — 60, А-ч при 20-часовом режиме разряда. Батарея изготовлена в моноблоке с общей крышкой в сухозаряженном исполнении.
Условное обозначение батарей, применяемое большинством европейских производителей, представляет собой пятизначный код по немецкому стандарту DIN (например 560 19) или девятизначный код по международному стандарту ЕТN (например 560 059 042).

В структуре кодов как по DIN, так и по ЕТМ, значение первых трех цифр одинаково. Они показывают номинальное напряжение и емкость батареи. Для 6-вольтовых батарей первые три цифры (от 001 до 499) представляют собой номинальную емкость в Ампер-часах. Для наиболее распространенных 12-вольтовых аккумуляторов номинальную емкость можно получить, вычитая 500 из трехзначного числа (от 501 до 799). Таким образом, если первая цифра обозначения равна 5, то емкость батареи от 1 до 99 А/ч, если 6 — от 100 до 199 А/ч, а если 7 — от 200 до 299 А/ч.

Например, емкость батареи типа 560 19 (по DIN) или 560 059 042 (по ЕТМ) — 60, А-ч. Последние две цифры в обозначении по DIN и вторая тройка цифр в обозначении по ЕТМ характеризуют размеры и тип полюсных выводов, конструкцию крепежных элементов, тип газоотвода, тип крышки, наличие ручек и вибропрочность данного варианта конструктивного исполнения АКБ.

Кроме вышеуказанных обозначений маркировка батареи должна содержать следующие данные:
— товарный знак завода-изготовителя;
— 60 Аh — номинальная емкость в Ампер-часах (А/ч или Аh);
— 420, А — пусковой ток — ток холодной прокрутки при -18°С в Амперах (А). Действующий ГОСТ 959-91 содержит требования по параметрам стартерного разряда по аналогии с DIN 43539 ч. 2. В новом стандарте ГОСТ 959-2002, вступающим в силу с июля 2003 года, предусмотрено изменение параметров стартерного разряда в соответствии с ЕМ 60095-1. Поэтому, начиная с указанной даты, в маркировке всех российских аккумуляторов величина тока холодной прокрутки вырастет примерно в 1,7 раза лишь за счет изменения метода его определения.
— 12V — номинальное напряжение в Вольтах (В или в V);
— 0901 — дата изготовления (две цифры — месяц, две цифры — год изготовления);
— 20 кg — масса батареи в состоянии поставки с завода;
— «+» и «-» — знаки полярности;
— уровень залитого электролита (min, mах или другие обозначения предельных уровней).

Маркировка на АКБ должна быть четкой, устойчивой к воздействию влаги и электролита, сохраняться в течение всего срока эксплуатации аккумулятора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 2 =